Всё лето занимался приведением в порядок гаража. Что изготовлено, может быть, напишу позднее. А пока расскажу только про отопление.
Когда обдумывал, какое же отопление изготовить в гараже, версия со всякими печами (на дровах, отработке, угле и прочее) отмёл сходу, ибо не люблю грязь и запах дыма в гараже. Тем паче, только-только всё побелил и покрасил. Потому решил прорабатывать версия с водяным электронным отоплением. Ранее, когда было надо поработать в гараже зимой, воспользовался ветродуйкой 3кВт (её видно на одном из фото). Сейчас же собрался изготовить водяное отопление, чтоб оно работало повсевременно, и чтоб не нужно было смотреть за его работой. Не считая этого хотелось изготовить эстетично.
Итак, после того, как совсем решен конструктив, была куплена прямоугольная труба сечением 60Х80 с шириной стены 2мм в количестве 6м. Из нее был сделан регистр по размерам задней стенки гаража.
Вид регистраМаленькое лирическое отступление о том, почему была выбрана конкретно задняя стенка гаража. Тому есть пара обстоятельств. Во-1-х, гараж несколько узковат. Когда машина в гараже, нельзя даже двери автомобиля открыть на сто процентов, я уж не говорю о том, чтоб что-то ставить у боковых стенок. Потому устанавливать на их батареи (трубы, радиаторы и т.д.) вообщем не версия. Во-2-х, хотелось мало облегчить ситуацию с задней стенкой. Задняя стенка выходит на улицу, потому зимой незначительно промерзает. От этого на ней бурным цветом вырастает грибок, который ничем не могу вывести. Летом пробовал её отштукатурить и выкрасить, но всё слезло. Потому и смотрится она на фото так, мягко скажем, непривлекательно. В-общем, это моя "боль в голове", которая портит жизнь. Чтоб она меньше промерзала, на нее и решил установить регистр.
Идём дальше. Труба прямоугольного сечения была выбрана из-за большей, по сопоставлению с круглой, площади греющей поверхности. Труба поставлена огромным размером вертикально для того, чтоб мало закрывать пролаз в погреб.
К регистру приварены ножки и упоры, которые крепятся анкерными болтами (ножки к полу, упоры к стенке). Изготовлено это для того, чтоб регистр не нагружал стенку, но при всем этом был на ней закреплен намертво.
ТЭН стандартный, аристоновский, 1400Вт, с терморегулятором. Нижнюю трубу укоротил так, чтоб его можно было вытащить, не демонтируя сам регистр со стенки. ТЭН подключил подходящим отрезком гибкого резинового кабеля 3х2,5 к автомату, установленному в щитке, который дальновидно был установлен ранее.
Место установки ТЭНаНикогда ранее не имел дела с этиленгликолем, но знаю, что он имеет солидное термическое расширение. Потому в верхнюю трубу был вварен штуцер, установлен кран и через резиновый шланг подходящего сечения подключен расширительный бачок от "копейки". На данный момент я думаю, что кран тут не очень и нужен, но не снимать же его. Горловина расширительного бачка закрыта крышкой, чтоб минимизировать испарения теплоносителя (здесь кто-то произнес, что он ядовит). В качестве её использовал крышку от жестяной канистры из-под масла. Встала, будто бы здесь всегда и была.
Расширительный бачок от Ваз 2106Для слива теплоносителя имеется сливной кран.
Сливной кран на нижней трубе. Также видно крепление упора регистра к стенкеЗаправка теплоносителем. Начальные тесты были проведены на воде. После того, как все течи были найдены и устранены (опрессовывал авто компрессором давлением 4атм), регистр был очищен от ржавчины и покрашен обыкновенной темной краской ПФ-115. После чего мне даже самому понравилось, как он стал смотреться. Установив его на своё место, озадачился приобретением теплоносителя. После сканирования того, что есть в магазинах, купил обыденный красноватый авто антифриз с температурой замерзания -40град. По моим подготовительным расчетам необходимо было 27-28л.. Потому купил две десятилитровых канистры и еще две пятилитровых. На заправку регистра ушло 26л.. Кстати, о заправке. Если присмотреться, на фото расширительного бачка можно узреть врезанную в него пластиковую прозрачную трубку. Эта трубка проходит через бачок и уходит вовнутрь шланга до уровня верхней трубы (даже через кран проходит). Изготовлено это для отвода воздуха, который вытесняется теплоносителем при его заправке в регистр. Лично я пошёл таким оковём. Но можно было врезать в верхнюю трубу кран Маевского.
При первом включении регистра с антифризом, увидел одну особенность. Регистр при включенном ТЭНе шумит еще громче, ежели с водой. Не могу сказать, почему это происходит, но это факт.
Приобретенный итог. Отопление было запущено 20 октября. Терморегулятор был выставлен на приблизительно 70град. При температуре на улице порядка -3…-5град. (в гараже на момент включения отопления была приблизительно такая же температура), спустя день гараж прогрелся до +2,5град. Весь октябрь и первую половину ноября была температура в районе -7…-12град. При всем этом в гараже было +1…-0,5град. И как бы это отлично, потому что зимой нормально держать в гараже температуру околонулевую, но, скажу честно, я ожидал большего. На данный момент я полагаю, что достигнуть в гараже повсевременно комфортабельных +15-20град. при разумных затратах энергии на это, нереально без сурового подхода к термоизоляции гаража, ну и к конструкции самого гаража (имею в виду тамбур, который предотвращал выхолаживание гаража при заезде в него автомобиля, когда ворота открыты настежь). В-общем, вывод мой такой. Чтоб в гараже всегда было тепло, необходимо:
- — еще на шаге строительства серьезно подойти к термоизоляции стенок, ворот, крыши;
- — при проектировании гаража необходимо предугадать тамбур для заезда автомобиля, чтоб не выхолаживать сам гараж;
- — в гаражном кооперативе необходимо, чтоб отапливались все гаражи, тогда издержки на отопление каждого отдельного гаража будут малы.
Конструкция отопления вышла далека от эталона. Планирую дорабатывать её конструкцию. К примеру, на данный момент продумываю версияы модернизации регистра с целью роста его эффективности. Думаю приварить к нему вертикальные тонкостенные трубы (также квадратного либо прямоугольного сечения), чтоб через их подымался с пола прохладный воздух, попутно нагреваясь. Не считая того, при всем этом возрастает греющая поверхность. Может быть, для усиления термообмена, установлю вентиляторы в эти трубы.
По затратам.Труба обошлась летом в 2200руб. На данный момент может быть вышло бы дороже. ТЭН был куплен на строительном рынке за 1200руб. Там же были куплены резьбы, прокладки, краны, штуцеры и гайка для ТЭНа. На это ушло еще около 700руб. Теплоноситель в авто магазине обошелся в 1800руб. Там же был приобретен бачок омывателя от "копейки" за 100руб. Для получения дренажной трубки был приобретен аква уровнемер за 300руб., которым можно воспользоваться, потому что его трубка укоротилась с 10метров на приблизительно 50см. Работа сварщика — 0руб., потому что это мой неплохой знакомый, ну и я ему усиленно помогал и часть сварочных работ сделал сам. Итого: 6300руб.